Изучив госзакупки лекарств в 2009 г., правительство заподозрило Минздравсоцразвития в сговоре с крупнейшими поставщиками лекарств, а крупнейших поставщиков — друг с другом.
Нарушения при проведении госзакупок лекарств обнаружили аналитики аппарата вице-премьера Игоря Сечина (курирует в правительстве фармацевтическую отрасль) после изучения первичных документов, рассказал «Ведомостям» человек из аппарата Сечина. Министерство здравоохранения и социального развития заключило контракты на поставку лекарств на сумму 31,1 млрд руб. фактически без проведения торгов, указано в аналитической справке (есть у «Ведомостей»), подготовленной по документам проверки. В числе нарушителей фигурирует не только Минздравсоцразвития, но и крупнейшие поставщики лекарств. Их правительство подозревает в сговоре, из-за которого начальная максимальная цена контракта в результате торгов практически не снижалась, говорится в справке. Четыре компании из упомянутых в справке по итогам второго полугодия 2009 г. вошли в первую десятку по объемам поставок государству.
Минздравсоцразвития — основной госзаказчик лекарств в России. По данным правительства, общая стоимость контрактов, заключенных министерством в 2009 г., составляет 34,4 млрд руб. — при общем объеме госзакупок в 133 млрд руб. (данные DSM Group). Среди других крупных госзаказчиков центр маркетинговых исследований «Фармэксперт» выделяет департамент здравоохранения Москвы, государственные управления здравоохранения Южного и Юго-Восточного округов Москвы: во втором полугодии 2009 г. на них пришлось 28,7% от общего объема заказов, на Минздравсоцразвития за этот период — 54%.
В апреле госзакупки лекарств анализировала и Счетная палата. Она изучила конкурсы по семи наиболее дорогим препаратам, закупленным по программе «7 нозологий» (федеральная часть госзакупок, тендеры проводит Минздравсоцразвития): на эти семь препаратов министерство потратило около 50% средств. Всего, по данным Счетной палаты, в 2009 г. на закупку лекарств по программе «7 нозологий» государство выделило 32,3 млрд руб. Проанализировав документы, Счетная палата выяснила, что в 2008-2009 гг. экономия бюджета обычно составляла всего 1-3% от начальной максимальной цены контракта, а в аукционах принимало участие ограниченное число компаний. По статистике закупок на государственном и муниципальном уровнях за 2009 г., экономия бюджета составляет около 3%, а в некоторых регионах — до 6%, говорит Дмитрий Дмитриев, партнер юридической компании «Правовой департамент».
Министерство использует схемы, позволяющие закупать лекарства на бюджетные деньги фактически без проведения торгов, указано в справке аппарата Сечина. Самая распространенная из них выглядит так: компании подают заявку на участие в аукционе, но на торги не являются, а с единственным участником Минздрав заключает контракт по максимальной цене. По итогам прошлогодних закупок правительство обнаружило 36 таких лотов на общую сумму 13,6 млрд руб. (всего Минздравсоцразвития выставило 160 лотов на сумму 34,4 млрд руб.). Например, 14 августа 2009 г. (дата извещения, информация есть на сайте zakupki.gov.ru) Минздравсоцразвития проводило аукцион на поставку противотуберкулезного препарата на сумму 6 млн руб. Заявки на участие подали компании «Димедика», «Медикал лизинг-консалтинг» и «Сайлент 2000», но на конкурс явилась только «Сайлент 2000».
По другой схеме, обнаруженной аналитиками аппарата Сечина, Минздравсоцразвития отказывает компаниям, не участвующим в согласованных действиях, в допуске к аукциону. На конкурсе от 28 апреля 2009 г. (дата извещения) по закупке бортезомиба (применяется для лечения множественной миеломы) Минздравсоцразвития отклонило заявки компании «Ирвин-2» и «Вилана» за несоответствие копии регистрационного удостоверения лекарственного средства (одно из обязательных требований). Какие именно были несоответствия, топ-менеджер компании «Ирвин-2» так и не вспомнил. Контракт на 2,5 млрд руб. заключен с единственным участником — компанией «Фармстандарт».
Аппарат Сечина уже поручил разобраться в нарушениях Федеральной антимонопольной службе (ФАС), рассказал человек из аппарата Сечина.
Сотрудник ФАС подтвердил, что служба получила информацию из аппарата Сечина и изучает ее вместе с Генпрокуратурой. Официальный представитель Генпрокуратуры и директор управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев отказались от комментариев.
Опрошенные «Ведомостями» поставщики сообщили, что не получали запросов на предоставление документов ни от ФАС, ни от Генпрокуратуры. Представители фармпроизводителя «Фармстандарт» и фармдистрибутора «Протек» сказали, что в конкурсах и аукционах компании участвуют строго в соответствии с действующим законодательством. «Согласованные действия или соглашения запрещены антимонопольным законодательством, “Протек” — законопослушный участник рынка», — сообщил представитель компании. «Неявка на конкурс не является преступлением», — удивляется сотрудник одного из фармдистрибуторов.
«Все закупки по федеральным программам в обязательном порядке проходят через торги в строгом соответствии с законодательством о закупках», — заявил представитель Минздравсоцразвития. Детали, изложенные в справке, он комментировать отказался, сославшись на то, что министерство документ не получало.
Генпрокуратура проверки в министерстве сейчас не проводит, говорит другой представитель Минздравсоцразвития — Софья Малявина.
В регионы распоряжений о проверке госзакупок лекарств пока не поступало, сообщили представители прокуратуры Самарской, Ульяновской, Ростовской областей и Татарстана. В Ульяновской продолжается проверка ценообразования на медицинское оборудование, говорит старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима. Замминистра по лекарственному обеспечению Татарстана Фарида Яркаева сказала «Ведомостям», что Минздраву и ГУП «Таттехмедфарм», осуществляющему закупки для бюджетных лечебных учреждений республики, бояться нечего, проверки — «не чрезвычайное происшествие».