Для американцев главное, чтобы их смерть не влетела семье «в копеечку», то для бразильцев важнее «упокоиться с миром». Опрос, проведенный журналом The Economist и американской неправительственной организацией в сфере здравоохранения Kaiser Family Foundation, показал: мысли людей по поводу «идеального» с их точки зрения конца в очень сильно зависят от культурных, экономических и прочих особенностей их родины. Отвечая на вопрос: «Что для вас самое важное, когда вы думаете о своей смерти?», жители США и Японии на первое место поставили отсутствие финансового бремени для родственников.
Американцы, в частности, волнуются о высоких счетах за медицинские услуги, а японцы — о дорогостоящих похоронах.
В то же время итальянцам важнее умереть в кругу семьи, чтобы в момент смерти их окружали любимые, близкие люди. Что касается жителей Бразилии, то для них главное — духовное успокоение перед смертью.
Как показал опрос, усилия врачей по продлению жизни пациентов идут вразрез с приоритетами последних: желание прожить так долго, как только это возможно, оказалось на последнем месте в списке.
Больше всего желающих пожить подольше оказалось среди бразильцев (70%), а меньше всего — среди японцев (менее 20%), и это при том, что Япония — самая «старая» страна мира (27% населения старше 65 лет) с самой большой ожидаемой продолжительностью жизни.
Большинство участников опроса во всех странах так или иначе думают, какую медицинскую помощь они хотели бы получать в случае смертельной болезни, но редко обсуждают этот вопрос с членами своей семьи, и еще реже оставляют письменное завещание на этот счет.
Самыми «активными» в этом смысле оказались американцы, а самыми «молчаливыми» — японцы.
Что касается предпочитаемого места смерти, опрос показал огромную разницу между тем, чего люди хотят, и чего они ожидают. Так, большинство участников опроса во всех четырех странах признались, что если бы у них был выбор, они предпочли бы встретить смерть дома. Однако люди осознают, что скорее всего это произойдет в больнице, хотя им этого и не хотелось бы.