Многие современные программы имеют по две редакции — программа-клиент и программа-сервер. В данном случае речь не идет о том, что программа должна стоять в отдельно оборудованном дата-центре, с отдельным питанием и т. д. Хотя крупные организации устраивают и бесперебойное питание, и прочие условия для одного-двух компьютеров. Программа сервер ставится на головном компьютере, а клиентские варианты устанавливаются на компьютерах пользователей.
Такой же принцип используется в сетевых играх. Где-то находится сервер того же CS, а в клубе, в котором вы играете, стоит клиентская версия. Но есть и совсем простая версия, когда сервер игры ставится рядом с клиентом.
Разберем сетевой вариант популярной компьютерной игры «Need for Speed». Данная игра позволяет играть против времени, когда вы один или с компьютерными соперниками должны прийти в конец трассы.
Другой случай той же игры. У нас есть два и более компьютеров (игра поддерживает до 8 игроков). Тогда один из компьютеров можно настроить как сервер, а остальные сделать клиентами. При этом сервер может находиться на соседнем компе, в другом районе города или вообще на другой стороне земного шара. Отличие от однопользовательской игры будет всего лишь одно — только компьютер, избранный сервером, сможет начать заезд. Остальные компьютеры дают пользователю полное участие в игре — даже прийти к финишу первым, но прервать заезд сможет только компьютер, начавший игру.
Обычно в эту игру играют в однопользовательском режиме, но опытный админ в клубе может устроить и соревнования.
Еще примеры.
Вы оплачиваете мобильный на сайте оператора. Сайт оператора защищается, конечно, лучше, чем домашний компьютер, но принцип клиент-сервер действует и тут. Вы авторизуетесь в личном кабинете, вносите деньги, например, с карточки, сервер расчетов проверяет, дальше перекидывает ответ серверу, отвечавшему за смс (если оператор раскрученный, типа MTC — для смс выделен отдельный компьютер), и он присылает вам сообщение — деньги поступили.
Пользователи, хотя бы раз оплачивающие нечто посредством электронных денег, тоже пользуются принципом клиент-сервер. Создали платеж, отправили на выполнение, сервер его обработал, и прислал вам ответ. Кстати, если вспомнить Webmoney, вы можете пользоваться кипером, установленным на компьютере (клиенте), или осуществлять работу посредством сайта системы. Для взаимодействия киперов у системы существует не один десяток серверов, имеющих полные характеристики стандартного интернет-сервера.
Понятие сервер далеко не всегда значит особое оборудование, особый зал, или специальные требования — бывают программы-серверы.
Автор: Ярослав Лекалов