Государственный номерной знак для автомобиля – как паспорт для гражданина. В России установлены определенные требования к оформлению подобных удостоверений «личности» транспортного средства. В чем они заключаются и как менялись российские номера автомобилей с течением времени – можно узнать в материале.
Сначала было колесо…
История номерного знака в мире началась намного раньше, чем на улицах стали колесить первые автомобили. С конца 19-го века учету подлежали конные повозки и велосипеды.
Первые номерные знаки на автомобили навесили в Европе в 90-х годах 19-го столетия. Российская Империя присоединилась к тенденции в начале 20-го века. Случилось это в 1904 году в Риге.
Сначала процедура оформления не была единообразной. Машин было мало, поэтому и сами знаки не отличались оригинальностью.
Даже после образования СССР стандарты появились не сразу. Ввели их, единые по всей стране, только в 1931 году: на белом фоне печатались две пары черных цифр и один буквенный символ.
Далее в течение десятилетия правила постоянно менялись. Буква исчезала и вместо нее изображалась еще одна цифра, появилось разделение по территориям, цвета фона и надписи менялись местами.
В 1981 году в СССР случилось последнее изменение автомобильных номеров. По ним можно было определять хозяев машины: на тех, что принадлежали госучреждениям, три буквы выбивались после четырехзначного числа, а на частных авто одну из них ставили спереди.
Как читать российские номера машин сегодня?
Все российские номера машин имеют единую систему оформления с 1993 года, когда появился ГОСТ Р 50577-93. От стандартных несколько отличаются номера для маршруток, техники военных, машин дипломатов, различных прицепов, стройтехники и мотоциклов.
Комбинации стандартных номерных знаков в России состоят из трех букв, которые обозначают серию, и такого же количества цифр между ними, которые и являются номером.
ГОСТ разрешает 12 букв из кириллицы, у которых есть близнецы в латинице — А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У и Х. Справа снизу на поле номерного знака изображается флаг нашей страны и буквенный код — RUS, а над ними — коды субъектов РФ, где регистрировался автомобиль.
Спецномера и блат на автомобильных номерах в России
Регистрационные номера автомобилей в России с первых дней существования стали не только обязательным удостоверением «личности» транспортных средств, но и способом показать свою исключительность, классовую или профессиональную принадлежность для их владельцев. До сих пор номера, которые можно назвать круглыми или блатными, продаются за большие деньги. Так, в разное время к подобным относили номера, которые:
- имеют наборы одинаковых цифр (777, 555),
- имеют набор цифр, которые считаются красивыми или крутыми (070, 101),
- комбинации из одинаковых букв (ООО),
сочетания букв, которые можно расшифровать определенным образом (ЕКХ – «Еду Как Хочу»).
Также на дорогах можно встретить автомобильные гос номера России разных цветов:
- синие – принадлежат машинам МВД,
- красные с разными буквами – принадлежат консулам, дипломатическим миссиям,
- черные – используются представителями воинских формирований федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, номерной знак – это не просто сухой элемент учета. Он многое может рассказать о владельце авто, если уметь его читать.