Более 17 тысяч врачей и других представителей медицинского сообщества сообщили, что получали деньги от производителей лекарственных средств за то, чтобы распространять информацию об их продукции между коллег.
Не менее 380 врачей, медсестр и фармацевтов получили в 2009 и 2010 годах более 10 тысяч долларов. А если учесть, что эти данные получены на основании информации, предоставленной только семью крупными фармкомпаниями, то на самом деле число таких медиков гораздо больше.
В число фармкомпаний, обнародовавших данные о своих взаимоотношениях с врачами, вошли AstraZeneca, Cephalon, GlaxoSmithKline, Johnson & Johnson, Eli Lilly, Merck и Pfizer. Еще более 70 производителей фармацевтической продукции не сообщили об объемах платежей практикующим докторам, однако к 2013 году они будут обязаны это сделать согласно новому закону о реформе здравоохранения.
Фармацевтические компании утверждают, что платят врачам-экспертам за проведение тренингов и семинаров для их же коллег. Предполагается, что на таких мероприятих более опытный врач делится информацией о препарате и его применении. Чаще тренинги проводятся в рамках крупных медицинских мероприятий, но иногда и вне их.
Сама по себе плата за такой, своего рода, маркетинг не является незаконной. Однако в ходе анализа выяснилось, что врачи иногда начинали рекомендовать выписанные вне принятой схемы лечения препараты в ситуациях, для которых эти лекарства не были предназначены или не получили одобрения.
Имеются также данные о том, что даже маленькие подарки и минимальная финансовая поддержка врачей влияют на их отношение к фармпроизводителям. В результате многие компании прекратили распространие среди своего персонала канцелярских и других сувениров с брендами лекарственных препаратов.
Drug companies pay 17,000 U.S. doctors, report finds — Reuters, 19.10.2010.