Дислексия представляет собой часто встречающееся, но мало кому известное расстройство психики, которое проявляется в трудностях приобретения навыков письма и чтения, при этом общая способность человека к обучению полностью сохраняется.
Из понятия дислексии становится понятным, что оно наблюдается у детей и довольно-таки часто. В среднем патология встречается у 5-10% учащихся (в основном у мальчиков). Детям с дислексией очень трудно научиться читать. Причиной тому является сбой определенных функций головного мозга, хотя на первый взгляд может показаться, что ребенок плохо слышит или видит.
Лечение дислексии заключается в изменении методов обучения ребенка, также рекомендуется воздействовать на различные органы чувств, необходимо больше читать ребенку, чтобы он узнавал новые слова, слышал правильную речь. Необходимо научить ребенка понимать смысл прочитанного и уметь пересказать услышанное. Очень помогает при обучении таких детей компьютер (позволяет выделять фрагменты в тексте или слове).
Диагностируется дислексия в дошкольном возрасте, чаще всего в детском саду. На занятиях ребенок боится, что у него ничего не получится, и патология только усугубляется.
Предпосылками развития дислексии являются нейробиологические сбои в работе извилин головного мозга, а также нарушения в структуре тканей мозга. Кроме того, на возникновения заболевания влияет наследственный фактор и травмы головы.
К симптомам дислексии относят: неправильное произношение звуков, осознание смысла произнесенных слов, несвязная речь (неправильное согласование слов, ошибки в окончаниях слов). Те же самые ошибки ребенок делает и при написании. Так, слова могут быть написаны не в правильном порядке и с ошибочными окончаниями (в неправильном падеже).
Указанные расстройства можно выявить только лишь при начале обучения. Ребенок идет в детский сад, в школу, начинает учить буквы и тут сталкивается с подобными трудностями. Диагностируется дислексия без сложностей у детей, которые поздно начали разговаривать и отстают от ровесников в умственном развитии. Основной предпосылкой для проведения диагностики является неординарный подход к чтению на первом этапе обучения.
При подозрении на дислексию ребенок обязательно должен пройти тест на умение читать и на работу познавательных и речевых способностей. Рекомендуется прочитать ребенку отрывок текста и определить, понимает ли он прослушанную речь, распознает ли слова, может ли пересказать то, о чем услышал.
Автор: Ярослав Лекалов