Сенсорные реакции. Длительно фиксирует предмет и прослеживает его во всех направлениях. Активно переводит взгляд с предмета на предмет. Появляются попытки бинокулярного зрения. Быстро и точно захватывает видимую игрушку, с какой бы стороны она не находилась. Появляется более тонкая вкусовая дифференцировка (отличает слегка подслащенную воду от простой). Сокращается латентный период на болевой раздражитель. Локализует тактильный раздражитель (поворачивает голову в сторону прикосновения).
Безусловные рефлексы в основном заторможены за исключением сосательного рефлекса и отдельных фрагментов рефлекса Моро. Шейный выпрямляющий рефлекс к концу этого периода сменяется выпрямляющим рефлексом туловища, который видоизменяет примитивную шейную выпрямляющую реакцию, вводя ротацию туловища между плечами и тазом. Туловище больше не следует за головой как единое целое. Ротация в пределах оси тела дает ребенку возможность повернуться со спины на живот и с живота на спину. Происходит полное торможение тонических шейных и лабиринтных рефлексов. Мышечный тонус становится снова симметричным.
Двигательные функции. Нормализуется мышечный тонус, развиваются активные движения рук. Поворачивается со спины на бок, а к концу этого периода и на живот. Повороты осуществляются с торсией. Хорошо держит голову, сидит с поддержкой.
В положении на животе опирается на предплечья под прямым углом и приподнимает верхнюю часть туловища. Может следить за движущимся предметом. На спине при тракции за руки сгибает голову, приподнимает плечи и тянется вперед. Хорошо выражена оптическая реакция опоры. Развивается рефлекс Ландау. Поставленный на опору, выпрямляет туловище, иногда становится на пальчики. В этот период наиболее важным является развитие движений рук. В связи с тем что наступило равновесие в соотношении мышц-антагонистов, появилась возможность выпрямления рук, отведения их в стороны, поднятие вверх. Ребенок ощупывает свое тело руками, складывает их вместе, удерживает одну руку другой, тянет в рот. В 4 мес начинает ощупывать пеленки, подолгу удерживает руки у края одеяла, перебирает пальчиками, то есть происходит становление механизма ощупывания.
После этого появляется реакция рассматривания рук. Происходит смена тактильного анализатора зрительным. Ребенок удерживает руку в поле зрения. Эта реакция возникает на 3-м месяце и держится в течение 4—5 мес, а затем исчезает. Функция ощупьгоания и рассматривания рук для своего осуществления требует длительного удержания рук в одном положении, а следовательно, и длительного сокращения определенных групп мышц.
В 4 мес хватательный рефлекс угасает и развивается произвольное захватывание. При попытке захватывания вначале производится много лишних движений: двигаются руки, ноги, кисть и пальцы принимают полусогнутое положение, открывается рот. Ребенок часто захватывает предмет обеими руками. В дальнейшем идет совершенствование реакции хватания. В возрасте 5— 6 мес она легко возникает при приближении предмета на расстояние рук.
Психика. Интенсивно развивается комплекс оживления. В 4— 5 мес он становится основной системой движения. Ребенок при общении со взрослыми почти одновременно начинает улыбаться, оживленно двигаться и издавать звуки.
Преобладающее значение в развитии движений руки начинает приобретать зрительный анализатор. Формируются связи между кинестетическими и зрительным анализаторами, развивается зрительно-моторная координация. К 6-месячному возрасту ребенок, лежа на спине, быстро и точно протягивает руки к игрушке, с какой бы стороны от него она ни находилась. Развитие зрительно-моторной координации и начального манипулирования с предметами является мощным стимулом для психического развития ребенка.
Эмоциональные реакции приобретают дифференцированный характер, появляется избирательная улыбка. Появление улыбки уже не зависит от силы и продолжительности зрительных и слуховых раздражителей, а связано с предпочитаемым раздражителем. Развивается общение с помощью жестов (поднимает руку — немой жест, чтобы его подняли). Игры становятся более длительными и постоянными (ребенок манипулирует игрушками, держит один кубик, тянется за другим, находит упавшую игрушку).