Исследование проводилось группой ученых из Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School) в Brigham and Women’s Hospital (BWH) и Beth Israel Deaconess Medical Center (BIDMC) в Бостоне, штат Массачусетс, США. Его результаты опубликованы 14 июля в журнале The New England Journal of Medicine.
«Мы хотели выяснить, существует ли на самом деле так называемый эффект плацебо, — объясняет ведущий автор исследования доктор Майкл Вечслер (Michael Wechsler, MD), директор Исследовательского центра астмы при BWH. — Если он существует — нам нужно было понять, вызывает ли плацебо не только субъективные, но и объективные изменения, а также насколько отличаются по эффективности различные виды плацебо».
В исследовании приняли участие 39 пациентов с хронической астмой, которых случайным образом разделили на четыре группы. Одна из них получала лечение бронходилататором альбутеролом, другая принимала плацебо, третьей проводились сеансы плацебо-иглоукалывания, а четвертая не получала никакого медицинского вмешательства вообще. Так продолжалось от 3 до 7 дней, а затем людей в группах меняли так, что каждый пациент смог трижды побывать в каждой из 4 групп.
Результаты исследования показали, что у пациентов, принимавших альбутерол, объем форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ1) — показатель, оценивающий емкость легких — повысился на 20 процентов. В трех остальных группах этот показатель повысился только на 7 процентов. «Таким образом, мы можем говорить, что эффект плацебо не меняет объективных показателей, независимо от вида плацебо», — заключил доктор Вечслер. Однако субъективные ощущения пациентов в 1 группе и двух плацебо-группах оказались абсолютно одинаковыми: все участники отметили существенное улучшение самочувствия, в отличие от группы, не получавшей никакого лечения вообще, где улучшение было крайне малым или отсутствовало вовсе.
«Для исследования были отобраны именно пациенты с астмой, поскольку ранее считалось, что плацебо при этом заболевании может подействовать на уровне бронхов, что мы могли бы увидеть по объективным показателям, — говорит Тед Кэпчук (Ted Kaptchuk), директор Программы по изучению плацебо при BIDMC. — Поэтому я был удивлен, что мы не получили никаких данных о действии эффекта плацебо после измерения ОФВ1, в то время как все пациенты уверяли, что чувствуют себя намного лучше. Таким образом, абсолютно очевидно, что плацебо не хуже лекарственных препаратов может помочь людям чувствовать себя более здоровыми. На пациентов очень сильно действует сам ритуал лечения. Сама мысль о том, что о них заботятся, может помочь им побороть болезнь лучше многих лекарств — нам стоит постоянно помнить об этом».