Каждый из нас рискует заразиться инфекцией, которая опасней, чем ВИЧ
— По большому счету никто не застрахован от туберкулеза. Чуть упал иммунитет — все. И неважно, из какой ты среды — бомж или нормальный человек, — с грустью в голосе рассказывает 25-летний Александр, работник правоохранительных органов, а сейчас пациент Республиканского противотуберкулезного диспансера.
Молодой мужчина провел в больнице уже два месяца. Сейчас он ждет окончательных результатов анализов. И не исключено, что у него обнаружится туберкулез новой лекарственно устойчивой формы. Более коварный и агрессивный, чем обычный. А ведь большинство из нас думает, что туберкулёзом заражаются только в местах не столь отдалённых и, если ты не ведешь асоциальный образ жизни, заболевание тебе не грозит. В действительности любой человек каждый день подвергается риску инфицирования, а значит, и возможности заболеть туберкулёзом.
Палочка Коха стала устойчивой
Туберкулез был бы не так страшен, если бы не его форма с множественной лекарственной устойчивостью (или ТБ МЛУ), считают врачи-фтизиатры. Эта форма возникает, по их мнению, когда человек неправильно и бесконтрольно лечится антибиотиками от обычного туберкулеза или же когда прерывает курс лечения. Палочка «приходит в себя» и уже не поддается лечению большинством противотуберкулезных препаратов, которыми хорошо лечится простой туберкулез. Новая форма лечится только путем длительного приема более сильных и дорогостоящих лекарств, так называемых препаратов второго ряда. И еще ее агрессия и коварство заключаются в том, что, возникнув однажды, эта форма болезни распространяется, как и обычная, воздушным путем. И человек, который заразился ЛУ-туберкулезом, им же и заражает окружающих.
— Если бы не лекарственная устойчивость, то, возможно, я давно бы уже вышел на работу и жил полноценной жизнью, — рассказывает 29-летний Сергей.
До болезни он работал торговым представителем. Болеет уже почти год. Врачи обнаружили у него именно ЛУ-форму. Из-за этого мужчине придется лечиться почти два года.
— В республике растет число людей с лекарственно устойчивой формой туберкулеза и есть угроза его распространения, — констатирует Сайжина Николаева, заместитель главного врача по лечебной работе Республиканского противотуберкулезного диспансера.
По ее словам, эти больные были и раньше. А сейчас благодаря новым методам диагностики появилась возможность их выявлять и, следовательно, эффективно лечить.
Сел в маршрутку — и заболел
По словам Александра, он раньше и предположить не мог, что это случится именно с ним. Хорошая перспективная работа в правоохранительных органах, любимая девушка, планы на будущее… В середине осени он почувствовал недомогание. Кашель, температура. Думал, простудился. Обратился в поликлинику, направили на рентген. Диагноз — бронхит. Назначили антибиотики. Чуть полегчало, и снова на работу. Дел много, оставить нельзя. Потом почувствовал, что начал терять вес. И опять все списывал на ночные выезды, нервозность работы. Тем не менее питаться старался полноценно. Пусть и не домашнее, но горячее молоко, фрукты всегда были в рационе. Благо и средства позволяли. А 1 января у него резко поднялась температура и стало плохо. Увезли в БСМП и поставили диагноз «пневмония». Там пролежал два дня, а потом выяснилось, что туберкулез.
— А ведь им может заразиться любой из нас. Элементарно сел в маршрутку, кто-то чихнул, кашлянул. А ты не знаешь, чем болен этот человек. Просто ОРЗ или туберкулез, — считает Александр.
Примерно такая же история почти у всех больных, которые раньше жили обычной жизнью.
Как говорят врачи, срок лечения больных туберкулезом в зависимости от тяжести и формы заболевания длится от шести до девяти при обычном и от полутора до двух лет при устойчивом туберкулезе. И это при правильном лечении, хорошем питании и соблюдении стационарного режима.
Болеют туберкулезом и дети
Среди пациентов противотуберкулезного диспансера много и детей. Лечатся здесь дети из вполне обеспеченных семей. Есть и те, кто даже не питается больничной едой. Им по несколько раз в день приносят из дома горячую пищу. Пути заражения инфекцией у всех разные. У кого-то болеет близкий друг, у кого-то сосед. Но эти случаи редки.
— В большинстве случаев дети заболевают, если болеют близкие люди в семье — кто-то из родителей, братья, сестры, — говорит Сайжина Васильевна.
15-летняя Саяна из Улан-Удэ заразилась от своей мамы. Та, в свою очередь, от давнего знакомого, случайно зашедшего к ним в гости. Посидел у них около часа, попил чая, затем ушел и больше не появлялся. Через некоторое время у женщины обнаружили туберкулез. А впоследствии выяснилось, что тот знакомый был давно болен. Сейчас Саяна и ее мама лежат в больнице, а ее младшая сестренка в санатории для тубинфицированных детей.
Эржена Дашиева.
Комментарий специалиста
Сайжина Николаева, заместитель главного врача по лечебной работе Республиканского противотуберкулезного диспансера:
— Практически все население нашей республики к 20 — 30 годам является носителем туберкулезной инфекции. Однако это не означает заболевание туберкулезом. Риск перехода инфицирования в заболевание зависит от защитных сил организма, образа жизни, наличия вредных привычек, имеющихся хронических заболеваний. Поэтому лица, ведущие неправильный образ жизни, злоупотребляющие алкоголем, ВИЧ-инфицированные, страдающие сахарным диабетом, подвержены высокому риску заболеть туберкулезом.
А как же уберечься от него? У детей введение вакцины БЦЖ является одним из методов профилактики туберкулеза. Он формирует иммунитет для временной защиты, который, к сожалению, сохраняется в течение трех-четырех лет и затем постепенно угасает. Для выявления туберкулеза у детей и подростков до 15 лет используется туберкулинодиагностика (реакция Манту). Она может проводиться при необходимости не один раз в год. А для выявления туберкулеза у взрослых используется флюорография. Ее желательно проходить один раз в год.
И поскольку в данное время нет ни одного реального средства защиты от туберкулеза, рекомендуем вести здоровый образ жизни, бросить все вредные привычки.