Это самый распространенный вид заболевания. Аллергия, как я уже говорил, это необычная повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых, порой самых неожиданных факторов окружающей среды. Их называют аллергенами. Слово это стало таким привычным, что иногда можно услышать фразу: «У меня аллергия на такого-то человека…» Что в принципе (не с медицинской, естественно, позиции) не лишено смысла.
Ведь присутствие нежелательного раздражителя, каким вполне может быть человек, вызывает почти всегда отрицательные реакции. Хотя аллергию считают заболеванием XX века — и это вполне естественно, так как «расцвела она пышным цветом» на фоне резкого ухудшения экологической обстановки минувшего столетия, — случаи аллергических заболеваний известны с давних пор.
Древнегреческий врач Гиппократ (V—IV вв. до н. э.) описал случаи непереносимости некоторых пищевых продуктов, приводящих к желудочным расстройствам и крапивнице. Древнеримский врач Гален (II в. н. э.) сообщил о насморке, возникающем от запаха розы. В XIX веке была описана сенная лихорадка и доказано, что ее причиной является вдыхание пыльцы растений; было высказано также предположение, что бронхиальная астма может вызываться вдыханием пыли.
Сам же термин «аллергия» был введен австрийским педиатром У. Пирке в 1906 году для обозначения необычной, измененной реакции некоторых детей на введение им с лечебной целью противодифтерийной сыворотки.
Известный петербургский аллерголог профессор Г. Б. Федосеев в одном из интервью как-то сказал, «что аллергия — это зверь, который нападает только на „своих». Потому что заболевание, как правило, наследственное». Не могу с ним не согласиться. Я уже говорил, что самые минимальные нарушения в генетической структуре чреваты опасными последствиями.
Однако повальная подверженность населения аллергии, которую можно наблюдать в последние годы, заставляет задуматься и о наличии других причин. Не могли за какие-то 30— 40 лет произойти такие резкие изменения в человеческой популяции. И тем не менее со всей определенностью медицина сегодня говорит, что не каждый житель нашей планеты может «получить» аллергию, а только тот, у кого есть к этому определенная предрасположенность (наследственность).
Какое-то время организм в состоянии компенсировать заложенные недостатки. Человек практически здоров, но готов в любой момент заболеть.
Когда в действие вступают внешние факторы, которые сами по себе без генетической предрасположенности не могут вызвать болезнь, тогда проявляется астма.
Последние исследования показывают, что если один из родителей страдает аллергическим заболеванием, то возможность развития его у ребенка составляет 25%, если же оба родителя аллергичны, то цифра возрастает до 40%. Когда же в семье мучились и другие родственники: бабушка, дедушка, тети, дяди, то бедному малышу просто некуда деваться… Однако хочу еще раз подчеркнуть, что наследуется не сама болезнь, а предрасположенность к ней.
Проявится или нет эта предрасположенность, во многом будет зависеть от условий и образа жизни человека. Особенно в ранние его годы. Хотя, как утверждает медицинская практика, унаследованные гены могут проявиться в любом возрасте. У одних аллергия развивается с раннего детства, некоторые связывают начало болезни с приемом лекарств, появлением в доме животного, стрессом, простудным заболеванием, переездом в другую климатическую зону и т. п. Путь, которым аллергия наследуется, полностью не ясен. Есть мнение, что за развитие аллергии и астмы отвечают одни гены; есть работы, указывающие на обратное.
Даже притом что члены вашего семейства страдают от аллергии, например, на пыльцу, вы можете реагировать на различные иные аллергены — например, на клещей домашней пыли или споры плесневых грибов, но в любом случае, аллергику не стоит самому выполнять такелажные работы, а лучше нанять бригаду, т.к. пыль при переезде может вызвать приступ аллергии.
нтересен и еще один момент: в последнее время замечено этакое «закрепление» аллергена, когда организм человека привыкает к какому-нибудь продукту и начинает реагировать, отторгать его. Например, раньше при явлениях пищевой аллергии многие специалисты, в том числе и я, рекомендовали как самый «безопасный» продукт гречневую крупу. И бедные дети месяцами сидели на этой, далеко не самой вкусной каше. Сейчас выросло новое поколение, для которого гречка все чаще является аллергеном, и довольно значимым.
Но вернемся к астме. Вообще можно сказать, что дыхательная система самая незащищенная. Кожу мы защищаем одеждой, иногда специальными кремами. Пищу, которая попадает в желудочно-кишечный тракт, мы готовим, кроме того, ведь человек ест не все подряд. А воздух? Кто из нас может позволить себе выбрать воздух? Пожалуй, только те, кто живет за городом. А в городской черте и заводские трубы, и автомобили сплошным потоком. И если вы видите «дымящий» «Икарус», можете не сомневаться, что эта гарь, копоть и куча вредных веществ попадут частично и в ваши легкие тоже.
Как я уже говорил, повышенная реактивность бронхов, а часто и верхних дыхательных путей — органов легко ранимых и постоянно соприкасающихся с вредными факторами внешней среды, но имеющих мощную и тонко организованную систему защиты, заставляет предполагать, что в основе этой повышенной реактивности лежит местная поломка системы защиты, и в первую очередь иммунной защиты.
Виновны в этой поломке аллергены, то есть те самые вещества, что вызывают такую неспецифическую реакцию в организме. Какие они? Где находятся? Что из себя представляют? Получив ответы на эти вопросы, читатель уже сможет в какой-то степени контролировать ситуацию и не доводить дело до тяжелых приступов.
«Вызывают удивление ничтожность концентрации аллергена, способная вызвать приступ удушья, и быстрота бронхоспастической реакции», — пишет в своей книге профессор А. Г. Чучалин.
Сейчас принято делить аллергены, провоцирующие бронхиальную астму, на 2 большие категории: неинфекционные и инфекционные.
К первой категории относятся хорошо знакомые, находящиеся в непосредственной близости от человека вещества. В частности, казалось бы, безобидная домашняя пыль. Вообще я считаю, что большинство аллергенов, вызывающих астматические приступы, носятся в воздухе. Приблизительно у 30—40% больных бронхиальной астмой выявляется повышенная чувствительность к аллергену из домашней пыли. Пыль эта неоднородна. Она состоит из самых разных компонентов. Наиболее вредным и активным компонентом являются дерматофа-гоидные клещи, которые размножаются осенью (октябрь—ноябрь) и весной (март—апрель).
Виновник даже не сам клещ, а его экскременты, которые, как бы мы ни старались, убрать бывает очень трудно. Они находятся в коврах, и в одеялах, и в подушках, и в шторах, и в пледах.
Особенно в старых, не подвергавшихся санитарной обработке, а проще говоря, грязных постелях (в складках матрасов, одежде, других местах скопления пыли), в пыли за плинтусами, за отопительными батареями… Чрезвычайно опасным компонентом-аллергеном может быть книжная пыль.
Поэтому я всегда призываю своих пациентов не держать книжные полки и шкафы открытыми или хотя бы не располагать их в помещениях, где проводите много времени: спальнях, игровых комнатах детей и т. д. Микроскопические грибки, сухие остатки насекомых и цветов, обивка мебели — все это придает домашней пыли свою особую «вредоносную неповторимость».
Бывают случаи, когда человек живет в атмосфере уже привычной пыли, адаптируется в этой среде и практически не реагирует на нее. Но случается перемена: переезд в квартиру ничуть не хуже по общепринятым нормам, и болезнь сразу же заявляет о себе.
Мне приходилось консультировать ребенка, пережившего такой обмен.
Буквально с первых дней в новой удобной и светлой квартире у него случился тяжелый приступ астмы. Пролечили, прошло немного времени — снова ему плохо. И так раз за разом. Наконец поместили мальчика в стационар. Там буквально за сутки, без особых усилий докторов, ребенок выздоравливает. Родители забирают домой, не проходит и нескольких часов, как все начинается снова. Что делать в таких случаях? Родителям найти в себе силы и поискать другую квартиру. Понимаю, что порой это непросто. Но выхода нет: здоровье дороже…
К неинфекционным относятся также аллергены животного и растительного происхождения: шерсть животных, перья и пух птиц, пыльца деревьев и трав. Интересно, что именно такие, на первый взгляд безобидные и даже приятные дары природы могут спровоцировать тяжелейшие и массовые вспышки заболевания. Вообще аллергию к пыльце растений называют поллинозом.
Возникает он, как правило, в самое лучшее время года — весна, раннее лето, когда зацветают сады и парки, когда в открытые окна ветер доносит неповторимые ароматы клейких листочков, цветов, влажной травы. Так вот, именно в это время окна-то следует закрывать, на улицу выходить как можно реже, особенно у наиболее «опасных» продуктов: яйца, рыба, цитрусовые, шоколад, молоко, некоторые ягоды (малина, клубника). Сейчас в этот и без того некороткий список добавились хлебные злаки, растительные масла и даже, как я уже говорил, гречневая крупа.
К категории неинфекционных аллергенов можно также отнести лекарственные препараты.
Их достаточно много. Это:
1) лекарства, принимаемые внутрь, в их числе: ацетилсалициловая кислота, анальгин, йод со держащие препараты и др.;
2) инъекционно вводимые антибиотики: пенициллин, тетрациклин, левомицетин и др. Инъекционно вводимые АКТГ, витамин В19 никотинамид, новокаин, сульфаниламидные препараты, вакцины, сыворотки, протеолитические ферменты и т. д.;
3) ингалируемые с лечебной целью антибиотики, протеолитические ферменты, витамины, антигиста-минные препараты, гидрокортизон, обезболивающие средства и др.
Довольно серьезную тревогу сегодня внушают и поллютанты.
Поллютанты — это различные химические вещества, которые при накоплении в атмосфере в высоких концентрациях могут вызывать ухудшение здоровья человека и животных.
Различают 2 основных вида загрязнений окружающей среды: промышленный и фотохимический смог. Первый доминирует в крупных индустриальных районах и является результатом неполного сгорания жидкого и твердого топлива. Второй возникает в местах скопления автотранспорта при действии солнечного света, активирующего фотохимические реакции в выхлопных газах. Как правило, эти 2 вида загрязнений одновременно присутствуют в крупных городах и индустриальных центрах. Химическими ингредиентами смога являются двуокись серы, диоксид азота, окись углерода, озон, кислоты, твердые частицы.
Источниками поллютантов в жилищах человека служат нагревательные приборы, кухонные печи, камины, синтетические и прессованные покрытия, клеи, лаки, краски. Помимо окислов азота, окиси углерода и двуокиси серы, они выделяют формальдегид и изоцианаты. К числу важнейших поллютантов относится табачный дым, содержащий более 4,5 тысяч различных соединений (углеводороды, окись углерода, диоксид азота, никотин и др.). Эти вещества оказывают наибольшее влияние на детей, инвалидов и пожилых людей, проводящих в квартирах много времени.
Установлено, что высокие концентрации поллютантов вызывают обострение бронхиальной астмы и повышают гиперреактивность бронхов. Особенно опасна концентрация вредных химических веществ на рабочих местах. В течение последних лет в нашей стране отмечались эпидемии бронхиальной астмы в городах Кириши, Ангарск и Волгоград, то есть там, где находились заводы по производству белково-витаминных концентратов. Установлено, что в выбросах этих предприятий содержатся грибы рода кандида (Candida) и белок паприн, вызывающие повышенную чувствительность (сенсибилизацию) организма. В Ангарске, по-видимому, существенную роль сыграло еще одновременное загрязнение воздуха продуктами нефтепереработки.
Таким образом, хочу еще раз подчеркнуть, поллютанты мы можем рассматривать в качестве серьезной причины, вызывающей обострение бронхиальной астмы. Однако роль большинства из них в этиологии этого заболевания изучена пока недостаточно. Неизвестно, являются ли они самостоятельной причиной астмы или же усиливают действие других факторов внешней среды (аллергенов, инфекции, вредных условий труда).
Видимо парадоксальный пример двух Германий не показателен.
Да и процентное соотношение больных бронхиальной астмой в экологически благополучных странах и экологически не благоприятных регионах не является научным фактом.
А тем не менее, для возникновения и протекания астматических приступов должны существовать (и существуют) в организме условия, которые можно определять и устранять. И астма уходит без лечения. Для всех астматиков наличие таких условий обязательно.
Для каждого астматика существует своя индивидуальная этиология астмы, для конкретного организма. Индивидуальная этиология одного организма не подходит для другого организма. Но удивительно то, что индивидуальные этиологии для различных организмов приводят к формированию одинаковых условий.